| Главная » Статьи » Мои статьи |
« И невозможное – возможно…» Использование нетрадиционных форм обучения литературе
на базе литературно — музыкального салона «Собеседник». 6 апреля 2009 года в Саранском
государственном промышленно-экономическом колледже был открыт
литературно-музыкальный салон «Собеседник». Это-великолепное творение
дизайнеров и строителей вобрало в себя прекрасную душевную атмосферу тепла,
уюта, желания сопричастности с прекрасным, желание слышать и слушать
художественное слово, музыку, биение неравнодушных сердец. Атмосфера салона
настраивает на плодотворное восприятие учебного материала, подготовку и
проведение внекласснных мероприятий, воспитывает чувство прекрасного
(иллюстрация слайдов салона).
Я работаю над разработкой и внедрением
в учебный процесс нетрадиционных форм обучения, а именно- интеграцией учебных
дисциплин. Понятие «интеграция» шире, чем просто
«связь разных дисциплин между собой». Основным дидактическим инструментом
интеграции являются межпредметные
связи, которые: -
легко устанавливаются на уровне общности научных понятий, связанных общим
смыслом дисциплин и методами преподавания; -
исключают противоречия в трактовке одних и
тех же понятий, дублирование материала; -
способствуют целостности получаемых студентами научных знаний. Так, на базе литературно-музыкального
салона, который оборудован всей необходимой компьютерной техникой
(компьютер,интерактивная доска) был проведён интегрированный урок-семинар
(литература и информатика) по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Тип занятия: интегрированный урок. Цели урока: -
образовательная: организация и проведение урока в условиях
использования средств ИКТ (информационно-компьютерных технологий); обучение
студентов необходимым навыкам использования средств ИКТ в летературе; создание
учебных материалов по произведению с помощью иллюстративной графики:
презентации, алгоритмы, совершенствование работы в творческих группах. -
развивающая: развитие творческих способностей и
информационно- технологических навыков при взаимосвязи изучения литературы и
информатики; -
воспитательная:
формировать у студентов нравственные качества личности, взгляды и убеждения. -
При подготовке к уроку студентам необходимо было прочитать
роман. Группа была разбита на микрогруппы по 4-5 человек. Каждая группа
получила здание: подготовить сообщение на заданную тему с созданием
презентации, графиков, алгоритмов. -
Первая группа
готовила сообщение о жизни и творчестве Ф. М. Достоевского и под руководством
преподавателя информатики создала презентацию на основе новых информационных
технологий (иллюстрация презентации)по данной теме. -
Вторая группа готовила сообщение «Мир Раскольникова»,
изобразив в презентации героя, вернее, его душу, разбитую на осколки, каждый из
которых - это личность, отображающая ту
или иную часть души Раскольникова (иллюстрация презентация). -
Крушение теории Раскольникова.Все мы знаем суть теории
героя. Но нас больше интересует процесс обратный - от «сверхчеловека» к
Человеку. Студентка представила этот процесс в виде следующих диаграмм
(иллюстрация диаграмм)под руководством преподавателя информатики. -
Урок получился
необычным, плодотворным. Мне кажется, использование средств ИКТ позволило
расширить представление, восприятия духовного мира героев, их взаимоотношений,
идей. -
На базе салона был
проведен также интегрированный урок литературы и истории по творчеству А. И.
Солженицына. На примере повести «Один день Ивана Денисовича» была рассмотрена
судьба человека в тоталитарном государстве. -
Цели и задачи,
поставленные преподавателями литературы и истории, были достигнуты. -
К методическим
приемам способствующим обобщению и систематизации знаний студентов относятся
следующие: -
1)активизация знаний учебного материала другого предмета.
Анализируя роман Достаевского «Преступление и наказание» я использовала учебный
материал курса информатики, при изучении творчества Солженицына- курса истории; -
2)использование наглядных пособий видеофрагментов по другим
дисциплинам; в частности, информатики и истории; -
3)внеаудиторная самостоятельная работа студентов, которая
требует использования материала другого предмета; -
4)бинарные занятия по двум двум дисциплинам, которые
формируют научные знания и способствуют овладению навыками при решении
конкретных ситуаций; -
5)использование информации учебников по нескольким
предметам; -
6)творческия задания, для выполнения которых требуются
знания по нескольким дисциплинам. -
Таким образом,
реализация межпредметных связей позволяет, с одной стороны, варьировать
деятельность преподавателя и студента в ходе учебного занятия и выполнения
внеаудиторной самостоятельной работы, с другой стороны, оптимизировать процесс
профессиональной адаптации студента, способствует систематизации усвоения
знаний, умений и навыков.
Нестандартные, нетрадиционные формы
деятельности, которую психологи называют продуктивной, творческой, - понятие
очень широкое, многомерное. Основополагающая задача ее – развитие интеллекта,
личностных, коммуникативных качеств студента, его саморазвитие,
самообразование, самовоспитание. Это и определяет моделирование среды для
раскрытия творческого потенциала личности, индивидуальных способностей каждого
студента, для познания им своих творческих возможностей, для формирования
культурологической компетенции. Такие формы деятельности, в том числе уже давно
и хорошо известны в педагогике, должны превосходить качественный потенциал
обычных уроков, содержать многоплановый педагогический « стереоэффект»,
возможности интеграции многих составляющих. Мне хотелось бы ещё рассказать о
зачетах по литературе на базе литературно-музыкального салона «Собеседник»
в виде миниспектактей. Проводятся они
один – два раза в год, не чаще, и ориентированы не только на проверку усвоения
программного материала, но и на раскрытие творческих возможностей каждого
студента, поэтому и тема выбирается в зависимости от особенностей группы
(познавательных способностей, индивидуальных качеств). Каждому студенту в этом
зачете предоставляется право выбора формы самореализации: он может стать
режиссером или сорежиссером, руководителем группы, сценаристом, художником,
декоратором, фотографом, журналистом, редактором, но при этом ему необходимо
выполнить определенное задание по изученной теме. Вот один из отзывов о зачете
по творчеству А.П.Чехова: « Я считаю, что литературные гостиные необходимы,
ведь при обычном зачете свои мысли, чувства, отношения к писателю приходится «
подстраивать под формат листа», а на таком творческом вечере для выражения
собственной души нет никаких границ, ничто не сдерживает. В чеховском «Юбилее» я играла роль второстепенную: я
знаю, что у меня нет актерского таланта, поэтому выбрать большую роль я не
решилась, но попыталась выложиться в маленькой, а к тому же была сорежиссером,
помогала в постановке спектакля в своей группе. И все равно то ощущение чего-то
необыкновенного, когда выходишь на сцену, я не забуду никогда. Что я могу
сказать о своих друзьях? Они все играли замечательно, раньше я такими их не
знала. Все выкладывались, как могли, поддерживали друг друга, помогали каждому.
А какие таланты открылись нам! Спасибо за то, что появилась возможность
проявить себя и в такой форме раскрыть
свое понимание творчества Чехова» (иллюстрация презентаций). Очень результативно и интересно
проходили литературные гостиные по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета,
А.А.Блока, И.А.Бунина, М.И.Цветаевой, С.А.Есенина. И каждый раз это становилось
знаковым событием как колледжной, так и личной жизни каждого, оставляя глубокий
след в душе, становясь важной ступенью в развитии личности. Одновременно
кабинет литературы пополняется журналами со сценариями студентов. Литературный вечер… Сам термин
«литературный вечер» в данном случае не совсем точен: это не внеклассное
мероприятие, не «довесок», не приложение к уроку – это, скорее, альтернативный
урок, в котором сценарий – добротный методический конспект; урок, усердно
работающий на углубленное усвоение программы, дающий второе дыхание многим
последующим урокам, организующий многочисленные ассоциативные связи,
запоминающийся на всю жизнь. К примеру, литературный вечер «Грустный романс о
Марине Цветаевой». Поставлена цель не просто рассказать о жизни и творчестве
поэта, но и воспроизвести эпоху, в которой она жила через стихи и музыку,
услышать душу и голос Марины Ивановны. Изменилась аура салона, а сколько
артистизма, внутреннего достоинства вдруг открылось в обычных юношах и девушках
(иллюстрации с мероприятия). В наше непростое время такая работа
может показаться анахронизмом, диссонирующим с интересами и предпочтениями
современных подростков: они стали иными, весьма далекими от прежних идеалов. Да,
трудно начинать, но, как показывает опыт, юная душа тоскует по чистоте и
возвышенной творческой самореализации в духовном пространстве в противовес
усиливающемуся давлению безнравственности и жестокости. Навязывать, разумеется,
нельзя, но если на литературный вечер пригласить студентов сначала в качестве
зрителей, то можно рассчитывать на переоценку ценностей. «Литературная гостиная, - пишут
студенты, - оказалась очень удачной и запомнилась мне по двум причинам: во –
первых, я увидел своих друзей не в повседневном, а в каком – то другом, более
высоком измерении, а, как следствие, запало в душу все происходившее.
Необходимость таких зачетов – гостиных очевидна: исполнители глубоко усваивают
учебный материал, что повышает уровень их знаний, поднимает общее духовное
состояние присутствующих. Пожалуй, эта гостиная изменила мое отношение к
подобным «мероприятиям». Как часто в незаметном, внешне безликом мальчишке
вдруг открываются творческие высоты. Такие прежде незаметные, ничем не
выделяющиеся ребята часто становятся героями дня, - и главное, этот звездный
час навсегда вписывается в их биографию, а память не раз будет апеллировать к
этому событию личной (личностной) жизни. Чем больше таких часов в жизни ребят,
тем весомее наш труд. Очень верно об этом сказал Константин Райкин: во время
спектакля « люди становятся лучше пусть на два часа – Бог запомнит: два часа ты
был другим». Если литературный вечер соединяет
программную тему по литературе с какой-либо знаменательной датой, он обретает
особый смысл. К открытию салона была приурочена
литературно-музыкальная композиция, посвящённая 200 летию со дня рождения Н.В.
Гоголя под названием «Дорога». При подготовке к мероприятию студенты прошли
дорогу жизни вместе с Николаем Васильевичем, пройдя через взлёты и падения, и
унаследовав его мудрость жизни. В процессе подготовки и проведения мероприятия
студенты так подробно познакомились с творческой биографией писателя ,что
по-новому осмыслили его творчество
,растворились в нем,жили его жизнью ,перешагнув из наших дней в девятнадцатое
столетие .Ребятам казалось ,что давно они шли к этому дню (иллюстрации с
мероприятия). Для меня каждый день работы в
литературно-музыкальном салоне — день открытий. Студенты учатся у меня, я - у
них. Много работаю над собой. Обязывает профессия, любовь к делу. Точно знаю,
что нужно быть искренней, открытой с огромной энергетикой в жизни, творчески
подходить к делу, поэтому стараюсь разнообразить свои уроки, ищу нестандартные
решения, где раскрывается творческий потенциал студентов. Уроки литературы —
это уроки жизни. Стараюсь, чтобы мои уроки были уроками-откровениями, а
произведения классиков-ориентиром в жизни, как ключ к разгадке о его
предназначении на земле.
| |
| Просмотров: 504 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
| Всего комментариев: 0 | |